80 лет назад, 15, 16 и 31 января 1943 года, оккупационными войсками нацистской Германии были расстреляны участники подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», действовавшей в городе Краснодоне Луганской области.
«Молодая гвардия» была образована на оккупированной территории 30 сентября 1942 года. Членами организации стали свыше ста юношей и девушек в возрасте от четырнадцати лет. Большинство молодогвардейцев являлись комсомольцами и действовали совместно с подпольной организацией Коммунистической партии.
За весь период своей деятельности организация выпустила и распространила в Краснодоне более пяти тысяч антифашистских листовок с данными о реальном положении дел на фронте и призывами к населению подниматься на беспощадную борьбу с немецко-фашистскими оккупантами.
В ночь на 7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях в городе Краснодоне и прилегающих к нему посёлках.
В ночь с 5 на 6 декабря 1942 года, в День Конституции СССР, молодогвардейцы устроили поджог здания немецкой биржи труда (народ окрестил её «чёрной биржей»), где хранились списки людей (с адресами и заполненными рабочими карточками), предназначенных к угону на принудительные работы в нацистскую Германию, тем самым около двух тысяч юношей и девушек из Краснодонского района были спасены от насильственного вывоза.
«Молодая гвардия» была раскрыта в январе 1943 года. Тогда же начались аресты первых участников организации. Подпольщиков подвергали жесточайшим пыткам и избиениям, стремясь вырвать сведения о других молодогвардейцах и коммунистах. Однако, несмотря на это, ребята остались верны клятве и не выдали своих товарищей.
Зимней холодной ночью 15 января 1943 года первую группу молодогвардейцев повезли на казнь к шурфу шахты №5. 16 января расстреляли вторую группу подпольщиков, 31-го — третью. Одному из этой группы удалось бежать с места казни. Это был Анатолий Ковалев, впоследствии пропавший без вести.
В тюрьме оставались четверо. Их увезли в город Ровеньки Краснодонского района и расстреляли 9 февраля вместе с находившимся там Олегом Кошевым. А всего через несколько дней, 14 февраля, в Краснодон вошли советские войска. День 17 февраля стал траурным. Из глубокого, тёмного шурфа бадьей доставали тела замученных юношей и девушек. Узнать их было трудно, некоторых ребят родители опознали только по одежде.
То, что предстало перед их глазами, просто не укладывается в голове, и читать эти строки неимоверно тяжело.
Ульяна Громова, 19 лет. «На спине вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломана, поломаны ребра» (Архив КГБ при Совмине СССР).
Лида Андросова, 18 лет. «Извлечена без глаза, уха, руки, с веревкой на шее, которая сильно врезалась в тело. На шее видна запеченная кровь» (Музей „Молодая гвардия“, ф. 1, д. 16).
Аня Сопова, 18 лет. «Ее избивали, подвешивали за косы… Из шурфа Аню подняли с одной косой — другая оборвалась».
Шура Бондарева, 20 лет. «Извлечена без головы и правой груди, все тело избито, в кровоподтеках, имеет черный цвет».
Ангелина Самошина, 18 лет. «На теле Ангелины были обнаружены следы пыток: выкручены руки, отрезаны уши, на щеке вырезана звезда» (РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 331).
Шура Дубровина, 23 года. «Перед моими глазами встают два образа: жизнерадостная молодая Шура Дубровина и изуродованное тело, поднятое из шахты. Я видела её труп только с нижней челюстью. Её подружка — Майя Пегливанова лежала в гробу без глаз, без губ, с выкрученными руками…».
Майя Пегливанова, 17 лет. «Труп Майи обезображен: отрезаны груди, переломаны ноги. Снята вся верхняя одежда» (РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 331).
Тоня Иванихина, 19 лет. «Извлечена без глаз, голова перевязана платком и проволокой, груди вырезаны».
Сережа Тюленин, 17 лет. «27 января 1943 года Сергей был арестован. Вскоре забрали отца, мать, конфисковали все вещи. В полиции Сергея сильно пытали в присутствии матери, устроили очную ставку с членом «Молодой гвардии» Виктором Лукьянченко, но они не признавали друг друга. 31 января Сергея пытали в последний раз, а затем его, полумертвого, вместе с другими товарищами повезли к шурфу шахты №5…».
Нина Минаева, 18 лет. «…Мою сестру распознали по шерстяным гамашам — единственной одежде, которая осталась на ней. Руки у Нины были поломаны, один глаз выбит, на груди бесформенные раны, всё тело в чёрных полосах…».
Тося Елисеенко, 22 года. «Труп Тоси был обезображен, пытая, её посадили на раскалённую печь».
Виктор Третьякнвич, 18 лет. «…В числе последних подняли Виктора Третьякевича. Его отец, Иосиф Кузьмич, в тоненьком залатанном пальтишке изо дня в день стоял, ухватившись за столб, не отводил взгляд от шурфа. А когда распознали его сына, — без лица, с чёрно-синей спиной, с раздробленными руками, — он, будто подкошенный, повалился на землю. На теле Виктора не нашли следов от пуль — значит, сбросили его живым…».
Борис Главан, 22 года. «Из шурфа был извлечён связанным с Евгением Шепелевым колючей проволокой лицом к лицу, кисти рук отрублены. Лицо изуродовано, живот вспорот».
Володя Жданов, 17 лет. «Извлечён с рваной раной в левой височной области, пальцы переломлены и искривлены, под ногтями кровоподтеки, на спине вырезаны две полосы шириной три сантиметра длиной двадцать пять сантиметров, выколоты глаза и отрезаны уши» (Музей «Молодая гвардия», ф. 1, д. 36).
Клава Ковалева, 17 лет. «Извлечена опухшей, отрезана правая грудь, ступни ног были сожжены, отрезана левая рука, голова завязана платком, на теле видны следы побоев. Найдена в десяти метрах от ствола, между вагонетками, вероятно была сброшена живой» (Музей «Молодая гвардия», ф. 1, д. 10).
Впервые подвиг героев Краснодона был описан в газете «Сын Отечества» в 1943 году. Впоследствии писателем Александром Фадеевым был опубликован роман «Молодая гвардия», подробно рассказывающий о работе организации и судьбах её участников.
История молодогвардейцев является примером величайшего героизма и вдохновляла ни одно поколение советских юношей и девушек. И в наши дни память о героях жива — современные комсомольцы чтят подвиг юных борцов за счастье и свободу нашей Родины.
Вечная слава героям!
Пресс-служба ЦК ЛКСМ РФ