#ЛКСМ_РФ #комсомол #вКОММУНИЗМЕсмыслЕСТЬ

BLM по-белорусски: новые технологии управляемого протеста

Ровно неделю назад в Республике Беларусь огласили предварительные итоги выборов президента. Убедительную победу на них предсказуемо одержал Александр Лукашенко. Не менее предсказуемо было и то, что итоги голосования вызвали недовольство у определённой части белорусского общества. Оспаривать поражение на избирательных участках они решили на улицах.

Несмотря на то, что массовые протесты после подсчёта голосов не являются чем-то новым для Белоруссии, подобного масштаба они достигли впервые в новейшей истории страны. Власти отреагировали жёстко — за нарушение общественного порядка в ходе протестных акций были задержаны несколько тысяч человек, а против особо агрессивных граждан применялись резиновые пули и светошумовые гранаты.

Что же представляет собой белорусское протестное движение, и какие последствия оно может иметь для «самой советской» из всех пост-советских республик?

BLM по-белорусски: новые технологии управляемого протеста

BLM=Belarus Lives Matter?

Масштаб протестных акций в Белоруссии действительно впечатляет — по разным оценкам в них приняло участие свыше полутора миллионов человек, массовые шествия и столкновения с милицией произошли почти во всех крупных городах страны. Некоторые эксперты даже сравнили белорусские события с протестами афроамериканского населения в США Black lives matter, а пользователи социальных сетей активно взяли аббревиатуру BLM на вооружение, иронично заменяя слово «Black» на «Belarus».

И действительно, можно легко провести определённые параллели между ситуациями в США и Белоруссии: и там, и там «сакральной жертвой» для митингующих стал ранее судимый человек, погибший от рук правоохранительных органов, в обоих случаях протест сопровождался массовыми нарушениями общественного порядка. Однако на этом сходства заканчиваются.

В отличие от движения афроамериканцев, белорусский протест не был спонтанным. Более того: подготовка к уличным акциям началась в Республике задолго до оглашения итогов предвыборной гонки, а возможно, и до начала самой избирательной кампании. Можно смело утверждать, что для определённых сил выборы были лишь поводом для перехода к активным действиям. В справедливости этого тезиса легко убедиться, если посмотреть хроники первых часов протеста: как по мановению волшебной палочки на улицах белорусских городов появились красно-белые флаги и организованные группы молодых людей крепкого телосложения, которые практически сразу же вступили в силовой конфликт с милиционерами.

«Мирным» белорусский протест не был изначально — милиционеров избивали толпой, пускали в ход баллончики с газом и краской, оторванные доски от скамеек и заборов. Одновременно с этим стали возникать стихийные баррикады, которыми перекрывались основные автомобильные магистрали. Ответная реакция силовиков не заставила себя долго ждать — первые выстрелы зазвучали на улицах Минска спустя всего лишь пару часов после закрытия избирательных участков.

Если на этом моменте у вас сложилось впечатление, что белорусский протест очень напоминает события 2013-2014 года в соседней Украине — как будто организаторы пользовались одной методичкой — то вы не ошиблись. Сама методичка в этот момент активно распространялась в телеграм-каналах. Текст её содержит подробные указания — как противодействовать сотрудникам милиции, куда и чем эффективнее наносить удары, какую нужно надевать одежду и как лучше уходить от преследования.

НЕХ, как лидер протеста?

Несмотря на то, что главным соперником Александра Лукашенко на выборах стала новичок в политике Светлана Тихоновская, возглавить протестное движение ей было не суждено. Всего через сутки после голосования Тихановская покинула территорию страны — по одной из версий этому способствовали сотрудники КГБ. Тем не менее, отъезд лидера оппозиции никак не повлиял на протестующих — столкновения с милицией были всё такие же ожесточенные. В чём же дело?

В отличие от украинского «Евромайдана», где протест представляли несколько известных политиков, явный публичный лидер у беспорядков в Белоруссии отсутствует. Однако это не означает, что протестом никто не управляет. Вот только место политиков в данном случае заняли… телеграм-каналы. Наверное, еще 30 лет назад сама идея этого могла появиться лишь на страницах научно-фантастического романа, однако приходится констатировать, что киберпанк уверенно ворвался в белорусскую политику. Самый крупный канал NEXTA (читается, как Нехта, что созвучно слову Нех — жаргонному обозначению неведомых монстров у любителей ужасов) на сегодняшний день имеет аудиторию свыше 2 миллионов человек. Именно этот канал рассылал пресловутую методичку, он же ведёт прямые трансляции протестов и призывает людей выходить на улицы. Кроме того, NEXTA напрямую координирует демонстрантов — указывает места сбора, маршруты для отступления, сообщает о милицейских засадах, щедро делится рецептами коктейлей Молотова.

Риторика у NEXTы максимально агрессивная — милиционеров называют «карателями» и «фашистами», случаи применения ими силы оцениваются, как «преступления». Эпизод, когда милицейская машина проехала через толпу демонстрантов приравняли едва ли не к акту геноцида, но вот аналогичный случай, когда гражданский автомобиль протаранил цепь ОМОНа канал встретил максимально позитивно — посмотрите, мол, сколько фашистов задавил возмущённый гражданин!

Несмотря на провокационные призывы и откровенный экстремизм, NEXTA продолжает работу — всё, что могут противопоставить ему белорусские власти, это уголовное дело против создателя канала Степана Путило. Однако сам молодой человек постоянно проживает в Польше, поэтому шансы увидеть его на скамье подсудимых минимальны.

…если звёзды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?

Анализируя ситуацию в Белоруссии, необходимо чётко понимать — протест оппозиционных сил не является ни мирным, ни спонтанным. Но в то же время, нельзя сказать, что он лишен объективных оснований.

Проблем в Белоруссии в самом деле немало. И стремление решить их действительно выводит на улицы тысячи честных граждан. Огульно называть этих людей «пятой колонной» и «агентами госдепа» нельзя — значительная часть протестующих по-настоящему желает блага для своей страны и искренне выступает против уличного насилия — с обеих сторон.

Но есть у этой «медали» и обратная сторона. Если рассмотреть ситуацию детально, то можно сделать прискорбный вывод: получателями выгоды в случае победы протеста станут не белорусы, а те, кто на самом деле управляет уличными беспорядками. И хотя разглядеть их за ширмой телеграм-каналов непросто, эти господа нам хорошо знакомы — это крупные национальные и зарубежные капиталисты, которым администрация Лукашенко не даёт полноценно развернуться и прибрать к рукам богатства страны.

Как это уже не раз бывало в мировой истории, протест, вызванный желанием позитивных изменений оказывается приватизирован теми, кто жаждет получить власть, привилегии, или иные дивиденды. Примечательно, но то, что конечная цель запущенного процесса — проведение неолиберальных реформ никто даже особо не скрывает: программа формального лидера оппозиции Тихановской прямо содержала тезисы о необходимости приватизации ключевых отраслей экономики, а координатор протеста NEXTA уже давно поет песни о благах платной медицины и ужасах «совка». Строить иллюзии на счет истинных лидеров протестного движения в Белоруссии их интересов не стоит — под лозунгами о «свободе» и «демократии» к власти в стране в очередной раз рвется крупный капитал.

Кому Лукашенко — батька, тому Путин — дядька?

Значительная часть оппозиционных сил в России с восторгом встретила новости о событиях в Белоруссии. В первую очередь протесты поддержали либералы, но кроме них в поддержку народных волнений выступили и многие «левые» организации, блогеры и политики. Основной приводимый и теми, и другими аргумент строится на проведении аналогии с ситуацией в России — и Лукашенко и Путин находятся у власти уже очень много лет, оба лидера используют патриотическую риторику и тему «Западной угрозы», оба не церемонятся с оппозицией и жестко подавляют протесты.

Но есть между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и принципиальное различие. Несмотря на то, что в Белоруссии существует рыночная экономика, крупные предприятия в республике до сих пор принадлежат государству. Это позволяет обеспечивать стабильные поступления в бюджет и рабочие места для граждан страны. Не стоит забывать и об обширных социальных программах, в том числе и для молодежи — выпускники ВУЗов и СУЗов в Белоруссии имеют гарантированную возможность получить первое рабочее место, а также льготы при приобретении жилья. Меры социальной поддержки действуют и для работников бюджетной сферы, и для пенсионеров — многое из того, что предоставляется гражданам Республики Беларусь соседям из России может привидится лишь в сказочном сне. Если за почти 30 лет в РФ социальное государство смогли построить только на бумаге, то в Белоруссии оно является реальным.

Это различие хорошо прослеживается и в риторике протеста — основная претензия белорусов заключается в несменяемости власти и объясняется в первую очередь усталостью от конкретного политика. В России ситуация иная — практически всегда за народным возмущением стоят социальные проблемы. Претензии к Владимиру Путину — это катастрофическая ситуация в системе образования и здравоохранения, это разрушенные промышленность и сельское хозяйство, это зависимость страны от экспорта энергоресурсов и последовательное наступление на социальные права граждан. И если объективно сравнить результаты правления Лукашенко и Путина, то это сравнение будет явно не в пользу последнего.

Это может показаться парадоксальным, но именно в нынешнем состоянии Республика Беларусь обладает подлинным государственным суверенитетом. Играя на противоречиях между российскими и западными капиталистами, Лукашенко смог сохранить независимость и от тех, и от других. В отличие от многих соседей на пост-советском пространстве, полностью поглощенных мировой капиталистической системой.

Лучше не будет!

Что же ждёт белорусов в том случае, если протестующие одержат победу? Мнения экспертов практически единодушно: лучше жизнь в стране не станет. Государственный переворот — а именно это является задачей для организаторов протеста — непременно повлечёт за собой процессы передела собственности, что отрицательно скажется на белорусской экономике. Не стоит забывать и о геополитике — Республика Беларусь, с её географическим положением и развитым агросектором является лакомым куском для международного капитала.

Другой важной проблемой является националистические и антисоветские настроения, которые очень высоки среди протестующих. А за примером того, что бывает, когда власть в стране получают ультра-правые, далеко ходить не нужно — последние 6 лет все «прелести» этого мы могли наблюдать в соседней Украине. Десоветизация, принудительная украинизация, развал экономики и гражданская война — вот лишь некоторые результаты «Евромайдана». Учитывая сильные российско-белорусские связи, нетрудно предсказать, что в Белоруссии этот процесс будет проходить ещё болезненнее.

Разумеется, как уже было сказано ранее, ни в коем случае нельзя отрицать ряд объективно существующих в Республике проблем. Но пытаться решить их, уничтожая белорусское государство — подобно попытке вытравить мышей из подпола, сжигая их вместе с домом. Кроме того, «мыши» в виде коррупции и экономических проблем со сменой режима никуда не денутся, а вот «дом» в виде суверенного и социального государства будет уже не вернуть.

***

Несмотря на новые технологии, белорусские события имеют хорошо узнаваемые признаки управляемого протеста. Поэтому нет ничего удивительного, что бо́льшая часть белорусского общества пока осталась в стороне — столь грозно обещанная «общенациональная забастовка» пока так и осталась лишь в фантазиях NEXTы (в реальности ее поддержали лишь отдельные предприятия).

Однако угроза успешной попытки государственного переворота в Белоруссии всё ещё высока — за последние дни организаторы протеста сменили тактику, и теперь пытаются взять белорусские власти измором. Власти к длительной осаде готовы, но нужно понимать, что ни один режим не сможет долго существовать, опираясь лишь на силовые структуры. Ключевое слово в сложившейся ситуации остаётся за народом — победит тот, кого поддержит большинство граждан. Остаётся надеяться, что белорусы сделают правильный выбор.

Пресс-служба ЦК ЛКСМ РФ

*Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.