#ЛКСМ_РФ #комсомол #вКОММУНИЗМЕсмыслЕСТЬ

Педагог – коллектив – воспитанник

90 лет назад, 29 декабря 1927 года, в пригороде Харькова была открыта коммуна имени Ф.Э. Дзержинского — детское воспитательное учреждение, созданное на добровольные отчисления из заработной платы чекистов Украины. Деятельности этой коммуны посвящены произведения её руководителя Антона Семёновича Макаренко: «Флаги на башнях», «Марш 30-го года», «ФД-1», «Мажор» и во многих теоретических работах.

В начале своего пути коммуна была совсем маленьким детским коллективом, перешедшим из колонии имени Максима Горького. За пять лет она превратилась в мощное учебно-воспитательное учреждение, воспитанники которого не только учились, но и работали на построенных ими заводах электроинструментов и фотоаппаратов.

Сотни коммунаров ежедневно четыре часа учились в школе или на рабфаке, а четыре часа работали, выпуская электроинструменты и фотоаппараты «ФЭД». От их реализации коллектив коммунаров имел средства для своего содержания, расширения производства.

Коммуна имени Ф.Э. Дзержинского была прекрасным образцом осуществления идеи соединения обучения с производительным трудом, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. У них было настоящее ученическое самоуправление, рождавшее отношение ответственной зависимости. Коммунарское воспитание давало стране культурного рабочего, способного быть не только командиром в любой отрасли, но и способного подчиниться товарищу. Командиры, как выборные единоначальники, обладающие большой властью по рукам и ногам были связаны в тех случаях, когда они начинали противопоставлять узколичное начало общественному.

Работа в коммуне позволила Макаренко отойти от схемы «педагог – воспитанник» к схеме «педагог – коллектив – воспитанник».

В коммуне, как и в колонии, были правильно организованные отношения между первичными коллективами (отрядами) и общим коллективом. Общий коллектив коммуны был связующим звеном между личностью и обществом. В каждый момент воздействия на коммунара происходило воздействие и на коллектив. В то же самое время воздействие на коллектив было также воздействием на личность.

Система организации коллектива в коммуне была такой же, как и в колонии. Высшим руководящим органом было общее собрание коммунаров. Большую роль играл совет командиров производственных отрядов. Во главе совета командиров стоял секретарь. Важную роль в жизни коммуны играли комсомольская и пионерская организации.

Учёба была обязательной для всех. Дежурство, хозяйственные работы, наряды не освобождали воспитанников от школьных занятий.

В коммуне была возможность заниматься в различных кружках: художественной самодеятельности, технических, предметных, спортивных. Были клубы, кинотеатр, библиотека. В театре спектакли ставились воспитанниками. Коммунары часто посещали харьковские театры. Много внимания уделялось физическому воспитанию коммунаров. В период летних каникул они вместе с педагогами во главе с Антоном Семёновичем уходили в туристические походы: бывали в Крыму, на Кавказе, в Москве, Донбассе, путешествовали по Волге. А.С. Макаренко считал походы могучим фактором патриотического воспитания, социального роста и физической закалки детей, повышения их культурного уровня.

Ежегодно в коммуне подводились итоги учебно-воспитательной работы, организовывались производственные и художественные выставки. А.С. Макаренко добивался, чтобы трудовые показатели сопутствовали обучению и воспитанию. Коллектив постоянно рос и богател. Стали тоньше, более углубленно рассматриваться проблемы духовного развития воспитанников, формирования активной гражданской позиции. Антон Семёнович сам был образцом и призывал воспитателей работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом, так как воспитать настоящего Человека можно лишь тогда, когда в каждом воспитаннике видишь личность.

Звание «Коммунар» воспитанники коммуны им. Ф.Э. Дзержинского гордо пронесли через всю жизнь.

Пресс-служба ЦК ЛКСМ РФ

*Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.